Как спасали город.

В этом году исполняется 75 лет атомной отрасли промышленности.

В связи с этим событием, по инициативе совета ветеранов атомной отрасли, при поддержке госкорпорации «Россатом» в г.Лермонтове будет установлен памятник легендарному «атомному министру» Ефиму Павловичу Славскому.

Трижды Герой Социалистического труда, кавалер десяти орденов «Ленина» и множества других правительственных наград Ефим Павлович Славский без малого 30 лет руководил атомной отраслью, возглавляя Министерство среднего машиностроения СССР.

Предприятия «Средмаша» занимались разработкой и изготовлением ядерного оружия, проектированием и строительством транспортных средств с атомными двигательными установками: ледоколов, подводных лодок, военных судов, космических ракет и самолётов, а также производством радиоизотопных приборов и аппаратуры, строительством атомных станций. Для этих целей в министерстве был сосредоточен мощнейший научно –производственный потенциал.

В структуру министерства входили десятки промышленных предприятий, вокруг которых были построены закрытые моногорода, разбросанные по всему Советскому Союзу. Министерство обладало мощной научно исследовательской и конструкторской базой.

Для работы на предприятиях и в учреждениях «Средмаша» со всей сраны мобилизовались лучшие кадры. Лучшие из лучших направлялись, в основном, по путевкам партийных и комсомольских организаций.

Этим золотым фондом советского народа ковался атомный щит Родины, укреплялась обороноспособность страны, создавалась и развивалась атомная энергетика. Наряду с этим совершалось огромное количество открытий, изобретений, передовых технологий, в которых так остро нуждалось народное хозяйство.

Естественно для работников этой отрасли и членов их семей создавались самые лучшие социально - бытовые условия. В моногородах быстрыми темпами возводилось жилье, создавалась необходимая инфраструктура. Медицинские учреждения, санатории и дома отдыха обеспечивали высочайший уровень профилактики и лечения. Организации рабочего снабжения (ОРС) и профсоюзные комитеты обеспечивали работников и членов их семей все потребности в товарах народного потребления, продуктах питания и прочими социальными льготами и т.д.

Трудно переоценить роль Славского в решении производственных, научных и социально-экономических проблем этого государства в государстве. Помимо того, что его труд был отмечен столькими высокими наградами, врачи у него обнаружили трех кратную смертельную дозу облучения. Потому, как не было в «Средмаше» ни одной аварии, ни одного ЧП или мало – мальски значимого события, на котором не старался присутствовать Ефим Павлович.

К сожалению, последней аварией – была Чернобыльская катастрофа, в ликвидации последствий которой он принимал самое активное участие. В своей статье «Атомный министр» Владимир Губарев отмечал: «Его освободили от должности министра сразу после Чернобыля, по сути, приписав ему вину за эту катастрофу. Он не поехал в ЦК на заседание Политбюро — прекрасно знал, что Горбачёв его недолюбливал. Обидел его однажды Славский, а тот такого не забывал».

Возможно, эту обиду министр среднего машиностроения СССР Ефим Павлович Славский нанес Михаилу Сергеевичу Горбачеву, в бытность его 1 –м секретарем Ставропольского крайкома КПСС, именно в городе Лермонтове. Об этом поведали, предупреждая о нежелательности широкой огласки, ветераны атомной отрасли.

«Атомный» министр, руководя своим сложным и опасным «хозяйством», не терпел и всячески препятствовал вмешательству в деятельность отрасли местной, особенно партийной власти. Он считал, что не компетентное, безответственное партийное руководство способно только привести к большой беде, что, в конечном итоге, подтвердила Чернобыльская катастрофа. По этой причине и произошла стычка со ставропольским лидером.

Добывать из горы Бештау и обогащать урановую руду начали в начале 50-х прошлого века. Рядом с предприятиями Горно-химиеского рудо управления (ГХРУ) стал стремительно разрастаться новый соц городок Лермонтов. В конце 70-х, начале 80-х, с прекращением добычи и обогащения урановых руд, на предприятиях уже ПО «Алмаз» полным ходом шла конверсия-перевод оборонный предприятий на выпуск гражданской продукции. В это время и произошла та знаменательная встреча «хозяина» Ставрополья с министром союзного министерства.

Михаил Горбачев был настроен решительно и сурово. Не стесняясь в выражениях, он обвинил предприятия объединения в том, что они «позазагадили» все курорты и высказал твердое намерение закрыть эти предприятия и пустить их под снос.

Министр Славский то же не любил подбирать выражения и сказал прямо: - «Дурак ты Миша. Ну закроешь ты предприятия, снесешь и закопаешь. А людям куда деваться? Без предприятий городу не жить. Они неразрывно связаны с момента основания.

- Наши специалисты химики разработали новую технологию начали выпуск на Гидрометаллургическом заводе уникальных минеральных удобрений. Вашему сельскохозяйственному краю они очень понадобятся.

- А весь мусор мы за собой здесь приберем. Да у нас на предприятиях воздух чище, чем в центре Ставрополч, там голубые ели и розы кругом».

Возможно, на эти слова и затаил обиду Михаил Горбачев, а став Генеральным секретарем КПСС припомнил их «атомному» министру в подходящий момент. Тем не менее, градообразующие предприятия, а, следовательно, и сам город Лермонтов были спасены.

Возвращаясь в наше время, возникает чувство, что судьба преподнесла городу Лермонтову несколько аналогичный «сюрприз». Два года назад из-за банкротства градообразующих предприятий, над городом Лермонтовым опять нависла серьезная угроза для его существования. Промышленные предприятия и город, как неразрывные части одного социально- экономического комплекса, не могут существовать по отдельности, не подвергая смертельному риску друг друга.

Следует признать, что в той крайне сложной ситуации нынешний «хозяин» Ставропольского края Владимир Владимиров приложил много сил, чтобы спасти и градообразующие предприятия, и сам город.

И это удалось сделать второй раз с приходом на градообразующие предприятия нового инвестора. У промышленных предприятий появились реальные шансы выхода из кризиса, уверенность в том, что уникальное производство, созданное тяжелым трудом основателей города, не погибнет, будет и дальше развиваться.

А значит, есть будущее и у города Лермонтова. 

Для прокрутки изображений можно использовать стрелки клавиаутры: и
Как спасали город. 0
ОбществоЭкономика
826
12:19
-1

Очень интересная история взаимоотношения Славского и Горбачева. Хочется провести параллели с велотерренкуром. Самое простое встать на пути развития КМВ, и в частности г.Лермонтова, путем запретов. Мнимой борьбой за экологию, эти люди мешают дальнейшему продвижению вперед как курортов КМВ так и промышленности нашего региона Ставропольского края. Я уверен, что великий человек и руководитель Е.П. Славский ответил бы этим «борцам» точно такими же словами как Горбачеву.

Комментарий удален
19:14

Ну велотерренкур не мой, да и СНТ то же. Но Славский точно отобразил развитие словами, приведенными в статье, людей таких людей как вы. Юрочка, если вам не понятна аллегория, мне вас жаль. И вести диалог с человеком в хамском тоне не намерен. Не болейте.

Комментарий удален
Андрей
12:39

Отличная, познавательная статья, спасибо, но хотелось бы только указать на то что права собственности у трех В на Ставрополье нет, потому было бы логичнее либо вообще не называть его хозяином, либо брать это слово в кавычки, хотя тут кому как может и под хозяином ходить нравиться…

21:26

Эко активисты из соседних городов до сих пор требуют закрыть наши предприятия. Многие до сих пор уверены, что все лермонтовчане «облученные». Кто -то уже родился с тремя ногами, а кто-то с двумя головами. «Радиоактивные монстры» одним словом. Но мне все -таки интересно, если в г.Бештау боее 300 км. проходки на шести уровнях и это не повлияло формирование минеральных источников, то как велоттеренкур с может их испортить?

Ну да, эти кошмарные рынки, которые всю природу позагадили наши соседи сносить не требуют. Их все больше становится.Свою канализацию не ремонтируют с прошлого века, а нас сносить надо.

Загрузка...

«Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter»