КАКОЙ СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК? 6 Сентября 2020 г. – Воскресенье • День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности (День нефтяника) 40 лет • День озера Байкал 21 год • Праздник Петровской чудотворной иконы Божией Матери • День полётов над землей • День народов Среднего Урала • Собор Московских святых • День памяти священномученика Евтихия • День памяти равноапостольного Космы Этолийского • День борьбы с прокрастинацией (Fight Procrastination Day, DO IT! Day) 26 лет • День подразделений по противодействию экстремизму МВД РФ 12 лет • День предпринимателя - Украина 21 год • День белорусской письменности - Беларусь 26 лет • День отца (Father`s Day) - Австралия • День кофейного мороженого (National Coffee Ice Cream Day) - США • День чтения книги (National Read a Book Day) - США • День любимого камня (Pet Rock Day) - США • Великий день кидания яйца (Great Egg Toss Day) - США 39 лет • День объединения (Ден на Съединението) - Болгария 135 лет • День вооружённых сил - ПМР 29 лет • День независимости (Smhlolo Day) - Эсватини (Свазиленд) 52 года • День национального единства - Чили • Stillbirth Remembrance Day - США 19 лет • День армии (Defense Day) - Пакистан 55 лет • День вооружённых сил (Dia das Forcas Armadas) - Сан-Томе и Принсипи • День флага (Dia di Boneiru) - Бонэйр, Синт-Эстатиус и Саба • Именины у Арсения, Георгия, Петра, Евтихия, Кузьмы, Максима • День Евтихия (Евтихий - тихие зори)

Не нужно загонять бизнес в угол

— Виктор Владимирович, с какими проблемами в этом году обращались к вам чаще всего?

— С мая 2015 года [Федулов был назначен в мае прошлого года. — Примеч. ред.] в адрес омбудсмена поступило 60 письменных обращений. Жалобы в основном связаны с нарушениями прав предпринимателей по следующим направлениям: организация нестационарной торговли; вытеснение с рынка представителей, малого и среднего бизнеса крупными федеральными торговыми сетями; превышение должностными лицами своих полномочий; нарушение порядка предоставления земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности; нарушение порядка проведения проверок контрольно-надзорными органами, нарушение прав предпринимателей со стороны монополистов; барьеры, связанные с получением кредитов и субсидий; невозможность ретроспективного перерасчета арендной платы и налога на недвижимость; несовершенство законодательства, относящегося к сфере предпринимательской деятельности.
И это все системные вопросы. Что касается проверок: во-первых, запущен реестр проверок при генпрокуратуре. На сайте краевой прокуратуры с ним также можно ознакомиться. И на ресурсе уполномоченного Ставропольского края в разделе "Полезная информация" есть ссылка на проверки. Во-вторых, в прошлом году мы с ТПП Ставрополья запустили совместный проект "Неотложная правовая помощь малому и среднему предпринимательству Ставропольского края". Суть его состоит в том, чтобы обеспечить предпринимателей правовой помощью по вопросам проведения проверок органами государственного и муниципального контроля [надзора], в том числе для снижения количества незаконно проводимых проверок и в целях содействия в борьбе с коррупцией.
В рамках этой инициативы квалифицированные юристы будут консультировать представителей бизнеса по телефону, а также при необходимости осуществлять выезд по месту проведения проверки для оказания юридической помощи. Неотложная юридическая помощь оказывается специалистами бесплатно. Лично я координирую работу проекта и при необходимости могу сам принять участие в проверках. В таких случаях, как правило, охота инспекторов "кошмарить без повода" резко снижается. Впрочем, стоит отметить, что само число внеплановых проверок заметно сокращается. В декабре на коллегии при Прокуратуре СК по вопросам защиты прав предпринимателей было отмечено, что порядка 70 процентов проверок, инициируемых контрольно-надзорными органами, отклоняется прокуратурой. И это хорошо: чем меньше бизнес чувствует, что на его шее затягивается шелковый шнурок, тем легче ему работать прозрачно и честно. Доверия больше. Мы по каждому вопросу пытаемся найти базовый ключ, чтобы ответ не был сиюминутным и одномоментным. Решение системных вопросов требует системных ответов и механизмов.
— Как вы оцениваете результаты кадастровой оценки 2015 года земельных участков и объектов недвижимости? Закроет ли она вопросы, открытые преды­дущей неудачной процедурой, и связанные с этим проблемы бизнеса?
— Оценить столь серьезную проблему сейчас пока трудно. Бизнес знакомится с результатами, кто-то еще вообще не в курсе, что это свершилось. И это несмотря на то, что мы били во все колокола, призывая предпринимателей ознакомиться с новой оценкой и уже сейчас начать что-то делать, а не сидеть на месте, ожидая новых, не самых утешительных известий из налоговой инспекции.
Однако могу сказать, что кадастровая оценка 2015 года уже более адекватна рыночной, где-то ниже, где-то чуть выше, а по некоторым объектам недвижимости по-прежнему ее превышает. Закроет ли она вопросы предыдущей оценки — нет, не закроет. Сейчас мы активно боремся за предоставление бизнесу возможности ретроспективного перерасчета налогов и арендных платежей. Ведь даже после успешного оспаривания оценки в судах процедура перерасчета налогов за весь период невозможна, а стало быть, это сводит к нулю весь процесс многолетнего спора, делая его неэффективным и затратным. Все это воспринимается бизнесом как беззаконие со стороны самого государства. А это в свою очередь наносит непоправимый вред взаимоотношениям предпринимателей и государства, доверие между этими субъектами рушится на глазах.
Тут дело даже не в самой оценке, которую хоть и с трудом, но оспорить можно. Другой вопрос, что это отнимает слишком много времени и сил у предпринимателей. Нужно серьезно пересматривать всю систему формирования и утверждения кадастровой стоимости земли [недвижимости], включив в круг участников, определяющих кадастровую стоимость, собственников, а также муниципалитеты. Это позволит сделать процесс максимально объективным и прозрачным для всех заинтересованных лиц.
— Если с кадастровой оценкой все более или менее понятно, то нововведения вроде системы "Платон" для автоперевозчиков вызывают очень много вопросов и возмущений. Ведь этот сбор только формально нельзя назвать налогом, по сути, это та же самая дополнительная нагрузка на бизнес?
— Это серьезная и во многом несправедливая нагрузка, как ее ни называй. Хорошо, если отменят транспортный налог для перевозчиков, о чем говорит Президент России Владимир Путин. Гораздо хуже, если этого не произойдет. Время покажет. Что касается самой системы, то она, безусловно, нужна. Другое дело, что сейчас перевозчики отмечают серьезные сбои в ее работе. Впрочем, это частности. Уполномоченный при Президенте РФ Борис Титов предложил правительству отложить взимание платы на 1 год. В течение этого времени дать системе поработать в тестовом режиме и только потом вводить сборы, притом уменьшив их до 1 рубля за километр [сейчас 1,5 руб­ля, с 1 марта планируется 3 руб­ля]. Вопрос пока остается открытым.
Меня больше волнует другое: зачем эти сборы нужно вводить именно сейчас, когда бизнес и так переживает не лучшие времена, когда люди охвачены паникой и многих эта ситуация может довести до предела. Любые карательные меры сверх нормы уводят предпринимателей в тень. И возможно, налоги 2015 года для бюджета могут оказаться прощальными от большого числа представителей малого и среднего бизнеса. Нужны ли стране эти прощальные деньги?
Я не думаю. А вот если все же система заработает без сбоев, перевозчики будут платить пропорционально количеству пересеченных километров и при этом ослабят фискальную нагрузку, это будет успех: и дополнительное стимулирование бизнеса, и очень внятное желание предпринимателей выйти из тени.
— К вопросу об успехах. Назовите несколько самых успешных, на ваш взгляд, решенных задач, поставленных перед вами бизнесом региона.
— Среди наиболее заметных можно выделить результат, достигнутый по итогам работы с обращением предпринимателей города-курорта Кисловодска. В результате комплекса проведенных мероприятий [в том числе при активном участии Прокуратуры Ставропольского края] удалось разрешить длившийся на протяжении почти года конфликт между администрацией города и предпринимателями, осуществлявшими нестационарную торговлю на улице Коминтерна. Мы все помним, что ситуация была безвыходной. Люди объявили голодовку, и последствия могли быть самыми удручающими. В итоге удалось наладить диалог между конфликтующими сторонами и в сложной обстановке решить вопрос. На сегодняшний день эта улица в Кисловодске освобождена от нестационарной торговли, а предприниматели торгуют в другом месте.
Не могу не отметить ситуацию, в которой оказалось предприятие концерна "Энергомера". По итогам выездной проверки фискальные органы приняли решение о взыскании с компании налогов и штрафных санкций на сумму 73 миллиона рублей. По существу, предприятие фактически обвинили в том, что оно не получало комплектующие, не использовало их в производстве и поэтому не могло возместить НДС по ряду поставок и включить затраты в себестоимость произведенной продукции.
Благодаря нашему свое­вре­мен­ному вмешательству налоговики провели объективную проверку и было принято решение частично отменить результаты выездной проверки и взыскать с предприятия порядка 500 тысяч рублей вместо 73 миллионов рублей.
В целом же помогли нескольким предприятиям доказать факт необоснованности начисления налогов на общую сумму более 200 миллионов рублей.
О своих личных успехах говорить непросто, пусть мою работу оценят люди. Я здесь, чтобы защищать законные права бизнеса. И делаю все, что от меня зависит, чтобы предприниматели могли не замалчивать свои проблемы, знали, куда они могут обратиться, и всегда чувствовали свою нужность стране. Ведь создание института уполномоченного говорит как раз о заботе государства о предпринимателях, а не о том, что бизнес бесправен. Иногда они просто не знают, насколько они правы.
Кроме того, к серьезным результатам я отношу создание территориальных координационных центров [ТКЦ] с закрепленной за каждым координатором курируемой территорией края. Они мои глаза и уши. Эти люди неравнодушны ко всему, что происходит с бизнесом, и совершенно бескорыстно отстаивают его права.
— Чего нам ждать от 2016 года, к чему стоит готовиться бизнесу и будут ли улучшения?
— Легче не будет. Новая редакция КоАП содержит карательные меры по отношению к бизнесу, и иначе, как закручиванием гаек со стороны государства, я не могу это назвать. Увеличение штрафов за экономические нарушения может больно ударить по малому бизнесу. Кроме того, изменения касаются и сроков давности нарушений, а также очень многое оставляют на усмотрение проверяющих органов, чем создают почву для злоупотреблений своими полномочиями и благоприятную среду для коррупции.
Насколько эффектно эти меры заработают на практике — покажет время. Легальному бизнесу стоит давать преференции. Бороться нужно с "тенью", а не с добросовестными налогоплательщиками и работодателями. Не нужно их загонять в угол и отнимать последнее. Еще никогда карательные меры не приводили ни к чему хорошему.

582
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

«Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter»