Ставрополье: мэрам прижимают хвост
Антон Чаблин политолог, журналист
Власти Ставрополья намерены централизовать функции по выдаче разрешений на строительство (за исключением ИЖС) и вводу построенных объектов в эксплуатацию. Сегодня эти полномочия возложены на местные администрации. Но губернатор Владимир Владимиров воодушевился примером Подмосковья, где еще два года назад у мэров все «земельные» вопросы отобрали в пользу правительства области. И якобы это позволило если не победить коррупцию, то свести ее к минимуму…
Общественность снова не при делах
16 декабря в правительстве Ставрополья состоялось очередное заседание Градостроительного совета, который возглавляет губернатор Владимир Владимиров.
Врио главы администрации Георгиевска Владимир Крутников и мэр Невинномысска Михаил Миненков, представляя генпланы своих городов, жаловались: дескать, для развития им не хватает свободных территорий.
– Увещевания: не «балуйтесь» с землей, не выдавайте разрешение без сопутствующей инфраструктуры, без согласования с надзорным органом, к сожалению, в ряде случаев дают сбой. И у нас идет бардак! Поэтому будем подходить по-другому, – заявил Владимиров, выслушав жалобы муниципальных чиновников.
Владимир Владимиров. Фото: opengaz.ru
Суть предложений в следующем.
Сегодня право выдачи разрешений на строительство капитальных объектов находится на муниципальном уровне – в профильных отделах и комитетах градостроительства районных и городских администраций.
Владимиров же хочет централизовать эти функции на краевом уровне.
Главная задача, говорит он, – это избавиться от злоупотреблений (в том числе коррупционных) в этой сфере.
«Земельный вопрос сегодня для Ставропольского края – это яблоко раздора»
Кроме того, централизация полномочий позволит значительно сэкономить бюджетные средства: сегодня вопросами градостроительства в местных администрациях заняты более 600 чиновников.
Естественно, всех их можно будет снять с довольствия.
Впрочем, каким именно образом будет работать новая система, пока не совсем ясно.
Владимиров на Градостроительном совете дал поручение проработать детали двум своим подчиненным – министру строительства Игорю Васильеву и начальнику краевого управления по строительному и жилищному надзору Валерию Савченко.
По словам губернатора, окончательное решение будет принято в конце января – узким кругом, с учетом мнения глав крупнейших муниципалитетов.
Выносить вопрос на широкое обсуждение Владимиров, похоже, не намерен: не обсуждают грядущую «строительную» реформу ни в Общественной палате края, ни в других совещательных органах.
«Задавать вопросы я должен одному человеку!»
– Земельный вопрос сегодня для Ставропольского края – это яблоко раздора, – заявил Владимиров в интервью телеканалу «Россия-24» почти три года назад, вскоре после назначения губернатором.
Тогда он предлагал создать на Ставрополье «архитектурную вертикаль»: главные архитекторы городов и районов должны были перейти в «оперативное» подчинение главному архитектору края (он же замминистра строительства региона).
То есть назначить или уволить любого муниципального архитектора можно было бы только с согласия замминистра.
Главная задача, говорит Владимиров, – это избавиться от коррупционных злоупотреблений
Это, по идее губернатора, позволило бы избавить их от дурного влияния своих начальников – мэров.
– Вы становитесь людьми, которые отвечают за эстетический облик районов и городов. И должен быть один человек, которому я буду задавать вопросы по этому поводу.
Нужно создать конфликт интересов, который не даст использовать наши исторические здания и красные линии в неправомерных целях, – напутствовал Владимир Владимиров краевых архитекторов, с которыми провел встречу в декабре 2013 года.
Впрочем, реализовать смелую идею так и не удалось – она разбилась о неприступную скалу 131-го закона «О местном самоуправлении».
Поскольку местное самоуправление в России отделено от государственной власти, то и местные архитекторы (муниципальные чиновники) не могут подчиняться чиновникам краевым.
Кроме того, архитекторы – вовсе не те управленцы, от которых хоть что-либо зависит при принятии решений в градостроительстве.
Это до 2008 года (когда был принят ныне действующий Градостроительный кодекс РФ) органы архитектуры согласовывали застройщикам проектную документацию, участвовали в выдаче разрешений на строительство, контроле за строительством и даже в приемке уже построенного объекта в эксплуатацию.
Но, как видно, Владимир Владимиров от своей идеи – ограничить влияние мэров в земельной и строительной сферах – до сих пор не отказался.
Губернатор Владимир Владимиров намерен привести Ставрополье к московской схеме
За образец им решено взять, как ни странно, Московскую область, где с в январе 2015 года по инициативе губернатора Андрея Воробьева право выдачи разрешений на строительство (а также на ввод объектов в эксплуатацию) передано с муниципального на региональный уровень.
Точнее, в министерство строительного комплекса.
Муниципалитетам же оставили лишь утверждение (и корректировку) генпланов, «Правил землепользования и застройки» и схем территориального планирования.
А вот готовят проекты этих документов в созданном в январе 2015 года ГБУ «Архитектурно-планировочное управление» (АПУ).
Андрей Воробьев. Фото: rbk.ru
Также в этом учреждении готовят, утверждают и выдают градостроительные планы на отдельные участки.
Причем для этого застройщикам не нужно ездить в центральный офис АПУ в Ступино: у него есть филиалы во всех райцентрах области.
Сейчас в учреждении трудятся полторы сотни человек – вчерашние архитекторы отдельных областных муниципалитетов.
Ставрополье берет пример с Подмосковья
Похоже, именно к московской схеме намерен привести Ставрополье и губернатор Владимир Владимиров.
Впрочем, на этом пути его встретит жесткое противодействие «удельных князьков».
Ну разве, например, пятигорский мэр Лев Травнев легко расстанется с правом раздавать земли под коммерческую застройку на склонах Машука?!
А ведь даже прокуратура не в силах совладать с Травневым: недавно надзорный орган потребовал отменить корректировку генплана Пятигорска, которую власти города-курорта мучительно принимали почти полтора года.
Против него резко высказались и экологические организации, и общественность.
Но чиновники администрации вместе с депутатами гордумы продолжали гнуть свою линию.
Губернатор пытается забрать у мэров право распоряжаться землей, а главное, выдавать разрешения на строительство
Прокуратура же лишь в очередной раз подтвердила выводы экологов: новый генплан развязывает руки застройщикам, а многие рекреационные зоны (в том числе на склонах Машука) будут переведены в зоны общественно-делового назначения, где могут строить коммерческие объекты и многоэтажное жилье.
Ну и каким образом теперь властям Пятигорска выкручиваться из этой ситуации?!
А ведь подобных ситуаций, когда местные власти направо-налево раздают заповедные земли под застройку, – множество.
Именно поэтому губернатор и пытается забрать у мэров право распоряжаться землей, а главное, выдавать разрешения на строительство.
Проще контролировать одного-двух чиновников, нежели десятки, разбросанные по всему Ставрополью
Конечно, если эти полномочия будут переданы на краевой уровень, это полностью не избавит «строительную» отрасль от коррупции.
Но, согласитесь, проще контролировать одного-двух чиновников, нежели десятки, разбросанные по всему Ставрополью.
Вообще, с момента назначения Владимир Владимиров зарекомендовал себя как жесткий противник местного самоуправления.
И хотя вслух он этого ни разу не произносил, именно это явствует из всех его действий.
КАВПОЛИТ много рассказывал о том, как он последовательно ликвидирует поселенческий уровень самоуправления, преобразуя сельские районы в городские округа.
Кстати, двигаясь точно по тому же пути, что и Андрей Воробьев в Подмосковье: при нем за последние четыре года в области были ликвидированы семь муниципальных районов (они преобразованы в городские округа).
На Ставрополье, напомним, еще в 2015 году по такой же схеме был ликвидирован Минераловодский муниципальный район.
Затем было принято такое же решение по Ипатовскому и Нефтекумскому районам, сейчас на рассмотрении закон о ликвидации Кировского района.
На подходе – Георгиевский район, где в сельских муниципалитетах также идут публичные слушания о преобразовании.
Владимир Владимиров не раз заявлял, что главная задача этих реформ – это бюджетная экономия на чиновниках (ведь в сельских поселениях ликвидируются местные администрации и депутатские советы).
На самом деле, истинная цель губернатора – централизовать принятие решений (и в первую очередь по распределению земель).
Точку поставит Верховный суд
Муниципальная реформа a la Андрей Воробьев на Ставрополье нравится далеко не всем.
Все-таки Подмосковье – высоко урбанизированный регион с развитой промышленностью и жилищным строительством.
А какой же городской округ выйдет из Нефтекумья, где чабаны по бескрайним бурунам гоняют отары овец?!
Прокуратура Ставрополья выражала протест против принятия законов о преобразовании Ипатовского и Нефтекумского районов, указывая на множество нарушений федерального законодательства. Но губернатор и краевые депутаты пошли напролом — и законы все же приняли.
Затем «протестную» эстафету приняло региональное отделение «Партии роста», которое обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском к губернатору и думе.
Оппозиция требовала отменить решение о ликвидации Минераловодского городского округа (причем доводы в исковом заявлении указывала те же самые, что и прокуратура Ставрополья).
Первый иск Светлана Мекерова вернула заявителю еще в августе, после чего политики обратились в суд повторно.
На сей раз Мекерова заявление к производству приняла, но в удовлетворении требований отказала.
Как рассказал КАВПОЛИТу председатель регионального отделения «Партии роста» Николай Сасин, сейчас политики обжаловали решение краевого суда в вышестоящей инстанции – Верховном суде России.
Неужели сегодня только он способен дать правовую оценку затянувшимся управленческим экспериментам на Ставрополье?!